Деятельность Публикации и медиа Галерея Волонтёры! О проекте | ||||||||||||
Публикации и медиаPrimavera Sound Festival 2004Так символично получилось, что сразу после AVANT`а я оказался на другом конце Европы, на аналогичном фестивале Primavera Sound. Правда, проводится он уже шестой год, зрителей здесь в десятки раз больше, площадок не одна, а шесть, и спонсоры дают несоизмеримо больше денег. Поэтому в программе фестиваля в этом году: Pixies, Michael Gira, The Fall, Primal Scream, PJ Harvey, Human Ligue, Franz Ferdinand, Matmos, The Essex Green, Ladybug Transistor и многие другие. Может, и на AVANT`е так будет через пару лет... Кстати, там будут и наши любимцы Berg Sans Nipple, Xiu Xiu. А еще французы Experience, недавно побывавшие в Москве, и их друзья - замечательные Telefax. Здесь сможно посмотреть программу фестиваля Primavera Sound.Вчера быд день разогрева. Открыли фестиваль ни много ни мало лучшие друзья, барселонцы Refree. На большой площадке они смотрелись как-то странно, надо их видеть вблизи. Но все равно было очень за них радостно. Потом мы с ними стояли, они притащили пиво с backstage, вспоминали Москву, мы договорились, что осенью постараемся их снова привезти... Не знаю даже с чего начать... Столько впечатлений, столько людей, столько групп, столько разной музыки, совершенно разной. Вообще, напоминало все немножко сумасшедий дом... Сначала о самом фестивале. Фестиваль Primavera Sound (то есть: Звук Весны) проводится уже в шестой раз в Барселоне (не надо путать с фестивалем Sonar, который представляет только электронику) Здесь же, на Примавере, царит полная эклектика: диджеи выступают вместе с андеграундными рокерами и новыми альтернативными командами, и никто не парится на счет формата, все улыбаются и вместе пьют пиво. Начиналось все очень скромно: первый фест был в небольшом зале, куда еле помещалась сотня человек. Не было никаких спонсоров, никто не хотел верить в то, что можно сделать успешным фестиваль независимой музыки... И вот, все разлослось до гигантских размеров, бюджет фестиваля исчисляется сотнями тысяч долларов, на него приезжают самые знаменитые группы... Фестиваль проводится теперь в туристическом комплексе Poble Espanol. Это своеобразный средневековый городок, окруженный стеной, с башнями, улочками, площадями. На главной площади до недавнего времени размещалась основная сцена, но в этом году за пределами городка построили еще одну, совсем уж огромную... В результате фестиваль проводился в этот раз на... 6 сценах! Три дня музыки нон-стоп, более 40 групп, 40 тысяч зрителей за три дня. Смотрите состав участников на странице фестиваля ЗДЕСЬ Меня такие размеры, честно говоря, немного напрягли: бегаешь как сумасшедший, хочется все увидеть... И так три дня подряд. Прибыв в Барсу, полдня я провел в ожидании аккредитации. Бардак - обычная вещь не только в России, как оказывается. Вписали меня ребята из лейбла Astro, известного у нас благодаря суровым пост-рокерам Schwarz. Пока ждал у входа на территорию фестиваля, слышал звуки саунд-чека... И странное и волнующее ощущение охватило меня, когда я услышал голос Рауля Фернандеса, поющего одну из песен Refree. Какой же маленький и забавный мир: только слез с самолета, а уже слышишь знакомый голос! Потом я узнал, что Refree, нашим друзьям, как лучшей испанской группе 2003 года, предоставили почетную возможность открывать фестиваль. Было за них очень радостно. И странно было, после их камерных концертов в Летчике или ОГИ, видеть их на огромной сцене. В некоторых песнях вместе с ними пела Aroah. Сидела скромно на стульчике, все улыбались друг другу... Потом вышли La Buena Vida - очень приятная группа с севера Испании, которая пользуется здесь большой популярностью. Музыка достаточно попсовая, ничего такого сложного, но... очень приятно. К этому времени уже стемнело, такая атмосфера была доброжелательная... Потом мы болтали с Раулем Фернандесом (Refree), пили халявное пиво за сценой... Договорились встретиться спокойно и обсудить новые гастроли в России. Всем он передавал большой привет в Москве. Главные события Primavera Sound должны были случиться в следующие два дня фестиваля! Сразу хочу сказать, что все посмотреть я не мог, да и не хотел. Разросшийся до абсурдно огромных размеров фестиваль напомнил мне эдакий музыкальный макдональдс - настоящий конвейер. А хочется сосредоточиться, вслушаться. Удивительно, что в такой толпе мы как-то сразу нашлись с нашими "покемонами" - Berg Sans Nipple (так мы их назвали во время фестиваля AVANT, уж больно они лапочки!) и с Xiu Xiu (эти тоже лапочки!!!). Было такое ощущение, что мы по-прежнему в Москве, что AVANT не закончился, что я никуда и не уезжал. Так мы с ними и протусили два дня, ходили на все концерты, вместе искали такси в 4 ночи (вещь абсолютно нереальная, когда вся толпа вываливается с фестиваля на улицу! почти отчаялись, в результате пешком добрели до гостиницы, где жили музыканты), таскали ящики с оборудованием, ели... пили. Гуляли вместе с Виктором, барабанщиком Refree, который нам показывал Барселону (он на фотке в кафе, вместе с Berg Sans Nipple) - супер-человек! Еще в нашей компании были чудесная канадская певица Жули Дуарон (Julie Doiron) и англичанин Мэтт Элиот (Matt Eliot, лидер известной группы The Third Eye Foundation), которые тоже выступали на Primavera Sound. Жули очень смешная. Выступала она одна, с гитарой, как полагается. Настоящее инди. Очень смешная. В длинной юбке, кедах на босу ногу. Все время забывала слова песен, но никого это не напрягало, это был не концерт даже, а просто общение, нормальное, человеческое. И очень приятно было, что все сидели и внимательно слушали, никто не болтал (вспомнились концерты Refree в Апшу или Фишке, на которых музыки вообще не было слышно за болтовней). А какой у нее голос. Что тут говорить, надо слушать. Потом, когда мы общались, Жули оказалась приятной и не менее смешной. Рассказывала, что в панк-группе, в которой она играла с 18 лет, никто не употреблял алкоголь... И что ей очень нравится публика в Японии. И что у нее трое (!) детей, с которыми она всегда ездила в туры, и вот, впервые оставила дома. И очень ей тоже хочется в Москву. Мэтт - это персонаж!!! Представьте себе двухметрового верзилу в шортах, напоминающего игрока заштатной баскетбольной команды, в военных ботинках... Чувак совершенно безумный, черпает творческие силы из алкогольной темы, следующий его альбом будет называться Drinking Songs (привет промоутерской группе Bad Taste!) То ли мама, то ли бабушка у него русская. Очень хочет приехать с концертами в Россию. Правда, боится летать самолетами, говорит, возьму транссибирский экспресс, а этот ваш, как его, Аэрофлот, знаем мы его ... Ну очуменный чувак! Музыка у Элиота, конечно, алкоголическая, но... очень тонкая и ранимая, как и он сам. Выступает он вместе с барабанщиком, который также играет на виолончели. Элиот на гитаре и сэмплами крутит. И играют они офигительно. Начинается все с пьяного бормотания Элиота под псевдо-еврейскую восточно-европейскую мелодию, затем 20-минутная головокружительная тема с гитарой, драм-машиной и живыми барабанами (наложение живого и электронного ритма - фишка многих современных групп, от тех же Berg Sans Nipple и до Matmos), развивающаяся по нарастающей, пронзительная музыка. Правда, тем кто любит повеселее, не понравится. С Элиотом связано многое на фестивале. Начать с того, что мы вместе напились и проявили трогательное единодушие в решении не идти на концерт Pixies, который должен был стать кульминацией второго дня фестиваля. Мне было интересно послушать выступление Prefuse 73 - одного из самых актуальных коллективов Warp, хотя вообще на фестивале я старался ходить на новые, свежие группы. К тому же, мы уже давно с ними общались на предмет московского концерта, но пока как-то не сложилось. Так вот, естественно, все повалили на легенду, а мы с Мэтом оказались среди немногочисленной кучки зрителей, ожидающих Prefuse 73. Стоим у сцены, Мэт орет как заведенный: Fuck the Pixies!!! На сцене появились наконец музыканты, включили достаточно медленный, но уверенный бит, и каково же было мое удивление, когда один из них стал декламировать:.. Fuck the Pixies!!! Fuck the Pixies!!! Телепатия! Конечно, они сильно обломались, неприятно им было, что народу так мало... Впрочем, мы все, кто там был, их поддержи вали радостными криками... Был момент, когда казалось, что они даже не будут выступать... Но все же вышли на сцену все вместе: один скретчевал на виниле, двое крутили ручки, а четвертый, как я уже говорил, - MC. Life был очень авангардным, и такая штука понравится далеко не всем... Фактически, это были импровизации с совершенно разными звуками, которые накладывались на неизменную ритмическую основу. А на Pixies я все-таки тоже успел... Играли все свои известные песни, все было примерно как на альбомах: потрясающие гитары, очень сильный звук. Правда, народа было столько, что воспринималось все с трудом. Кстати, с самими Pixies мне удалось поболтать немного в тот же самый день, за сценой, где, на огороженной площадке, выпивали все музыканты. Так вот, стою я там с Лори из Berg Sans Nipple, вдруг, видим: Ким Дил рядом стоит тоже и пиво пьет. Слово за слово, Лори ей стал восторженно рассказывать про Москву, а она и спрашивает: мол, ждут ли нас в Москве люди?.. Ну, странный вопрос!!! - закричали мы. - Конечно ждут!!! Она прям воодушевилась на глазах... так что, возможно, скоро ждем их в гости... ...На VIP-площадке, кстати, не было никакого ВИПА: все общались, знакомились, все простые и неформальные, без понтов. Все глушили халявное пиво, проставленное спонсором - местной пивной компанией Estrella Damm. Кого тут только не было! Пообщался чуть с Edison Woods: один из них - забавно! - был недавно в Питере, на каком-то закрытом концерте для российской элиты в одном из дворцов. В принципе, здесь тусили все. Например, Оуэн Эшворт (Casiotone for the Painfully Alone) оказался здоровенный таким молодцем, румяным и кучерявым. Концерт его был таким сильным и неожиданным зрелищем: он яростно крутил ручки сэмплера, пел, пот капал ручьями на всю эту электронику. Я ему потом про пот сказал, он говорт, да, мол, замучился совсем как жарко (в Испании-то начинается летняя жара, и уже переваливает за 30!). Правда, я думаю, что главное в том, что очень яростно он выступал, отдавался на все сто. Оуэн, кстати, большой друг Xiu Xiu. (Надеюсь, и его тоже привезем, Олег!!!) Или вот Dominique A (французский инди номер 1)... Так вот, он теперь... мой самый любимейший любимец!!! Его концерт был САМЫМ ОФИГИТЕЛЬНЫМ (на мой вкус)! Представьите себе: один, с электрогитарой, этот француз выдал такой концерт, который стоил десятка выступлений самых завороченных групп. Кроме гитары у него был сэмплер, которым он управлял, нажимая ногой на примочку. На сэмплере он включал ритм, а также постоянно сэмплировал свои же партии на гитаре, и на них уже накладывал живую гитару. Такой энергетики я еще ни разу не встречал! Как он двигался, какой голос! Ну нет слов просто. Интересно, что на его выступлении собралась огромная толпа, большая площадка была заполнена под завязку, и люди все были очень приятные, и чувствовалось, что пришли все специально на него. Говорят, в Испании у Dominique A армия поклонников. И заслуженно! Интересно, что на концерте знаменитого Майкла Гиры (Michael Gira), который был в тот же день, народу совсем было немного. А человек-то легендарный. Пел свои все знаменитые песни, было очень, ну очень приятно. Голос у него... в обще - без комментариев )) Другое сильное впечатление - концерт Matmos. Американцы очень интересные и не скованные никакими жанровыми стереотипами. Представьте себе: четыре человека на сцене. Ударник, гитарист (он же играет на тромбоне), напоминающий компьютерного гения очкарик на лэптопе в каком-то дурацком длинном балахоне с изображением солнца на груди, и еще один перец с сэмплами и какими-то забавными аккустическими штучками: молоточками, мини-гуслями и... Этот инструмент завоевал сердца и уши всех зрителей. В первой песне солировала трубочка, при помощи которой этот самый перец пускал пузыри в наполненном водой, небольшом тазике. Звук снимался микрофоном, а картинка с бегущими по воде пузыриками проектировалась на экран на сцене. Было очень классно! А композиция была, неожиданно для меня, какой-то приджазованной, даже попсовой. Когда играли следующую вещь, перец (одет он был тоже очень смешно, в белкую рубашку и черный галстук а-ля Tortoise) играл уже на чудесных гуслях, а на экране крупным планом была видна его рука, терзающая струны. Естественно, видео было подготовлено заранее, а на концерте они все это синхронизировали. Музыка теперь была достаточно сложная, неудобная , атональная. Потом была 20-минутная вещь с Civil War, с барабанным боем, видео стилизованным под хронику гражданской войны в Америке, с убийствами, трупами... А перед тем, как играть ее, перец в рубашке мол и говорит: - Наш президент - урод! . Ну все, конечно, захлопали. Вот дела... В третий день хедлайнерами были PJ Harvey и Primal Scream. Ну о PJ Harvey наверное и говорить много не стоит - скоро она в Москве будет и посмотрим. Вообще, выступления легендарных, крутых команд ну не произвели на меня впечатления... Все очень энергично, динамично, профессионально, но уж очень обычно. Может, я рок не люблю... Не впечатлили меня и The Fall + хочется сказать: Rolling Stones - культовая группа, но уж слишком культовая. Концерт (Smog) обещал быть столь же занудным, но... странным образом меня вставил. Монотонные песни-заклинания меня даже как-то успокоили. Хорошо так сидеть на даче, дождь за окном, попивать чай и слушать (Smog). Или старею я... (кокетство!) Не могу слышать громкого воя гитар и лицезреть пафосные сальто по сцене. Правда, в исполнении одной группы сальто по сцене показались мне прикольными... Сейчас объясню. Речь идет о выступлении хозяев фестиваля, барселонских пост-рокеров 12twelve. Их поставили в самый заключительный день, в прайм-тайм, на большой сцене - такой вот им респект. А потому что действительно крутые они, и свой новый диск записали в Чикаго со звукорежиссером Стивом Альбини (Steve Albini) - крестным отцом всех альтернативных звезд, от Nirvana до Tortoise). А ребята-то в общем молодые и очень смешные. Представьте себе: четверо играют инструментальный пост-рок, но не стоят с серьезными и печальными лицами, как жанр велит, а прыгают по сцене (как они не запутались в проводах!!!), улыбаются, смеются. Жару они поддали. Да и пост-рок у них скорее напоминает какой-то джазовый джем-импровизацию, ничего не имеет общего с Mogwai, а скорее с ранними Tortoise. Любопытное явление - французская группа Colder. Я так до конца и не понял, потому что звук в PA они включили так громко, что ужас. Грудную клетку чуть не пробило звуковой волной. Я даже не выдержал, убежал. Сам себе противоречу... Но то, что я слышал, было интересно. Если кто достанет их записи, буду признателен))) Как и в Москве, в Барсе Xiu Xiu всех покорили. Перед ними выступали Astrud, очень популярные в Испании электро-поп-приколисты. Сначала показали маленький фильм про футболиста, который стал музыкантом-геем, а потом спели в живую те же самые песни. На них пришла куча народу, ведь музыка смешная и веселая, настоящее шоу. И казалось, что минималистичные Xiu Xiu после них будут смотреться не слишком-то выигрышно.... Казалось - до того времени, как Джеми так стал рубить на своей гитаре, что все просто рты пораскрывали. Все были в шоке. Кстати, как я понял, многие их в Европе знают и любят. В кулуарах о них только и говорили. Я потом разговаривал с Джеми, спросил его, не хочет ли он подписать контракт с каким-нибудь мультинациональным лейблом. "Не", - говорит. "Все равно наша музыка не для массовой аудитории". Ну не знаю. Я так думаю, что вполне она понятная. Должен сделать комплимент лейблу Acuarela: его группы мне показались одними из самых интересных. В целом же, мне лично интересно было видеть тех музыкантов, которые экспериментируют на стыке живой музыки и электроники. Это давно уже не новость, но продолжает быть актуальным и, думаю, у такой музыки - большое будущее. Было много групп, которые я не успел посмотреть... Жалко. Говорят, что !!! (произносится как Chic Chic Chic) были просто великолепны. Franz Ferdinand, активно рекламируемый ныне, как-то громадного впечатления не произвел на народ и свежестью подхода не удивил, как я слышал, правда, все отмечали, что шоу у них заводное и на сцене они молодцами. Ну что еще сказать, конечно, я в эти дни не только на концерты ходил, но и делал перерыв на обед (святое!!!). Ночевал я у Виктора, барабанщика Refree (живет он в самом центре, супер-удобно добираться до любой точки города, а квартал очень забавный: много там перцев из Санто-Доминго, которые в 6 утра сидят за столиками кафе и пьют Хеиникен - ну как мы с вами!; вообще, Барса - настоящий Вавилон!), так вот, я его и его подругу Майте (очень хорошая она и добрая) подружил с поккемонами, они выяснили, что играли в Париже в одном и том же клубе, а когда выяснилось, что поккемоны еще участвуют в группе Николя Льоро (Nicolas Laureau ) Don Nino, то Виктор просто признался, что они - его любимцы ! А с Berg Sans Nipple, за распитием дружеского пива, у нас родился совершенно безумный проект на следующее лето: ... тур по городам-курортам Крыма! No comments! Лори просто заторчал от этой идеи. Это было в субботу, последний день фестиваля. А в воскресенье я должен был встретиться снова с Refree, поехать с ними куда-то за город, но это уже другая история. Фотографии:
comments powered by Disqus |