Почему dEUS, несмотря на всю революционность своих идей, на тотальное отсутствие проходных вещей на своих редких, но метких альбомах, на талант сочинять проникающие очень глубоко и щемящие сердце мелодии, так и не стали «звездами»? Может, потому что они бельгийцы, или идеи их были чересчур революционны, а может слишком нежно держались за руки и смотрели друг на друга в своих клипах, но скорее всего – просто потому что не захотели. Остались здесь, с нами, хотя могли бы стать небожителями. «dEUS» можно примерно перевести как «бОГ».
Альбом «WorstCaseScenario» (1994) взорвал тогдашнюю alternativenation, а первый же хит группы, «Suds & Soda», наглядно продемонстрировал не только слушателям, но и последующим поколениям музыкантов, что рок – это не набор гитарных риффов и не имидж уставшего от стимуляторов негодяя, а прежде всего настроение, состояние души. dEUS потряс абсолютной свободой, с которой он обращался с жанром – вытряхнул все лишнее, оставил драйв, добавил драматургию к каждой песне – зачин, кульминация, развязка вместо стандартных куплета-припева, а главное – без тени стеснения взял у джаза, психоделики, классики все лучшее, что они могли предложить – инструменты, ритм, форму – формально оставшись при этом в авангарде рок-музыки. В «Suds & Soda» скрипка и голос сошлись не на жизнь, а на смерть, но в этой борьбе рождается странная гармония и желание жить. Все вышесказанное верно и для последующих альбомов dEUS, причем каждый из них имел свой манифест, заглавную песню, которая удивительным образом характеризовала тот год, в котором она звучала. На диске «InABar, UnderTheSea» (1996) – вещь Roses, параноидальный гимн тихому безумию, перерастающему в яростное стремление освободиться от своего «Я», от невозможности быть самим собой. «TheIdealCrash» (1999) – потрясающая баллада «SisterDew», повествующая об убийстве любимого человека, которое так же невозможно объяснить, как и причины возникновения любви и ненависти, жизни и смерти. И, наконец, выпущенный после пятилетнего творческого отпуска долгожданный альбом «PocketRevolution» (2005) венчает композиция «NothingReallyEnds» - усталая и нежная колыбельная угасающим чувствам, по силе своей ностальгии сравнимая разве что с бессмертной босса-новой «Insensatez» Жобима.
Группа dEUS никогда не была рок-группой в обычном понимании этого слова. В 1991 году, когда гитарист и вокалист Том Барман дал название своему проекту, андерграундная тусовка в Антверпене, да и во всей Бельгии представляла собой весьма дружелюбную и творческую среду, благоприятную для размножения музыкальных коллективов, причем один музыкант, как правило, играл сразу в нескольких ансамблях. Отчего именно dEUS стал национальным достоянием маленькой европейской страны? Скорее всего, благодаря композиторскому и стихотворному таланту Бармэна, а может, искре, возникшей между ним и басистом Стефом Карленсом, по аналогии с Полом и Джоном или братьями Галлахерами. Впрочем, уже в 1996-м Стеф уходит петь в свой проект ZitaSwoon, да и вообще, в нынешнем составе группы из первоначального остался только сам Барман, который, видимо, и есть этот самый загадочный dEUS. Но все-таки не он один – каждый концерт превращается в карнавал друзей и единомышленников Тома, музыкантов, актеров, танцоров и даже огнеглотателей, которые, как в клипе «InstantStreet», идут по жизни шумною толпою свободных людей, радующихся каждому моменту жизни и возможности творить. (Текст: Павел Пересветов)