Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2004 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2005 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2006 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2007 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2008 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2009 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2010 год Историческая ретроспектива проекта AVANT Music за 2011 год
АвантAVANT CLUB RIP
Деятельность Публикации и медиа Галерея Волонтёры! О проекте
АВАНТ Вконтакте! Канал независимой музыки Avant Music AVANT в Facebook Twitter AVANT - всегда на связи!
AVANT Club — музыкальный рай на землеAVANT SHOP - Оплот музыки на физических носителяхAVANT FEST - Музыкальный фестиваль с 2004 года!

Публикации и медиа


KLEVER: Мы пришли с миром!

Klever

Клевер – это трио из Санкт-Петербурга, играющее, по их же собственному определению, instrumental-psychedelic-independent-music. Проще говоря, что-то вроде пост-рока. Musicerporters пообщались с Клевером на презентации их дебютного альбома в замечательном московском клубе 35мм.


В назначенное время мы подошли к стильному диванчику, где нас уже преспокойно дожидались музыканты: гитарист Сергей Маковка, барабанщик Денис Русаков и мультиинструменталист Дмитрий Гольцман. Мы неторопясь настроили аппаратуру и приступили к беседе.
MR: Итак, начнём. Почему ваша группа называется Клевер?
Сергей: Это совершенно абстрактное, ни к чему не обязывающее название.
MR: Но ведь у клевера три лепестка и, если добавить ещё один – то это к счастью, а если два, то получается листик марихуаны. К двойному счастью? Никак это к вам не относится?
Митя: Связи нет никакой.
MR: Понятно. А почему ваш дебютный альбом называетсяIn the name of peace and progress?
Митя: Дословно: «Во имя мира и прогресса». Мы пришли с миром и это самое важное! (Смеётся) Слушатель поймёт значение этого названия, когда посмотрит на обратную сторону обложки.
Сергей: Название рождалось очень долго: мы до последнего момента не знали как назвать альбом.
Митя: Мы же инструменталисты: нам важнее музыкой передать, а не словами. Мы бы, может, и назвали альбом просто «Клевер», но нам сказали, что так только третий альбом следует называть.
Сергей: Ну, почему же? Наше EP 2003-го года так называлось.
Митя: А я даже и не знал! Я думал, оно так и называлась «EP»… Кстати, посмотрите - это пришёл наш лейбл!
К нам подходит мужчина и вручает группе экземпляр их дебютника. Клевер с неподдельным интересом рассматривают результат своих трудов. Со всевозможных ракурсов оглядывается коробочка, листается четырёхстраничная книжка-буклет. Доля внимания достаётся даже самому диску!

Митя: Вы присутствуете при историческом моменте: мы сами в первый раз видим наш дебютный альбом. Можно сказать, это наш первенец!
MR: Тогда расскажите, как прошла его запись.
Митя: Запись длилась около года, и за это время было около четырёх сессий.
Сергей: Так вышло в связи с занятостью звукорежиссёра. Он работает с Кирпичами и Анимал Джазом, и поэтому часто бывает в разъездах.
Денис: Очень важно, чтобы звукорежиссёр правильно видел музыку - он как ещё один музыкант.
Митя: Главное ведь не спешка, правда? Хотя за год материал успел немножко устареть.
Денис: А если вдаваться в подробности, то мы прописывали одновременно гитару и ударные, чтобы быть ближе к концертному звучанию. Потом уже накладывали духовые и всякие эффекты, перкуссию, клавишные. Студийное звучание кардинально отличается от концертного: в клубе возникает реверберация – отражение звука от стен. Поэтому приходится учитывать акустику концертного помещения.
MR: Кстати, какие ещё инструменты есть на альбоме? Может быть волынки?
Митя: Волынок там нет. Основные духовые - жалейки, окарины – это русские народные инструменты. Ещё есть мелодика-пиано, кларнет и блок-флейты.
Сергей: Времени было мало, но результатом мы довольны. За альбом нам не стыдно. Наш звукорежиссёр - гарант качества.
MR: Jagi Jagi - лейбл московский, а вы питерская группа, как так получилось, что они вас выпускают?
Митя: После прошлогоднего концерта в AVANT’e к нам подошёл человек и предложил переговорить. Это была судьбоносная встреча.
MR: Значит вы в Москве уже не в первый раз?
Митя: Нет, за клубный сезон это уже чётвёртый концерт. В первый раз мы выступали в AVANT’e в сентябре, затем мы отыграли в клубе Bilingua. Это был такой секретный концерт, потому что нас позвали буквально в последний момент. В афишах пришлось написать, что приехала культовая группа Клевер. Чтобы люди повелись на неизвестное название! А ещё мы играли в клубе Дом. В зале было человек 30, но это же не главное. Я давно мечтаю отыграть перед аудиторией в 5 человек, но никак не получается! Даже если афишу не давать, то всё равно человек 6 наберётся. По спискам. (Смеётся) А до этого мы каждый год бывали в Москве. Выступали, а потом клуб обычно закрывали… Только не рассказывайте об этом AVANT’у!
MR: На будущее планируете в Москве играть? Когда вы следующий раз к нам приедете?
Митя: Сейчас скажу точно.
Митя вынимает из своего рюкзака небольшую красную записную книжку и смотрит на букву «К» – «Концерт».
Митя: Следующий концерт состоится на AVANT-фестивале 15 мая. Это эксклюзивная информация, мы даже ещё не знаем, с кем мы там будем выступать.
MR: Давайте обсудим сегодняшний концерт. Это правда, что вы пригласили Земфиру?
Митя: Конечно! Мне приснился сон: я позвонил Земфире, мы с ней так мило пообщались, и я ей говорю: «Приходи на концерт!» Она мне отвечает: «Конечно приду, ты мне только телефон клуба sms-кой вышли.» Я проснулся и подумал: «А почему бы и нет?» И написал ей письмо. У меня правда сейчас деньги на телефоне закончились… она мне теперь, наверное, не может дозвониться.
MR: Бедная Земфира, там, у входа стоит!
Митя: Но в список гостей я её внёс. Я верю, что она придёт: это все остальные не верят. Klever
Неожиданно выясняется, что в списке гостей Земфира отсутствует, и её оперативно туда вносят.
Митя: Я одно время вписывал Диброва, но он дважды пропустил наши концерты, и я больше его не вписываю в гостевой список. (Смеётся)
Сергей: А я Элвиса Пресли постоянно вписываю. (Смеётся)
MR: Большинство рок-музыкантов – самоучки. А у вас есть музыкальное образование?
Денис: У них нет, а я год отучился в джазовой школе.
Митя: Я считаю, лучше его не иметь вообще. Хотя, конечно, это зависит от человека.
Сергей: Все индивидуально. Я не знаю нот, но это мне совсем не мешает.
MR: А со скольких лет вы начали играть?
Денис: Я довольно поздно для барабанщика, мне уже почти 20 лет было.
Сергей: Тоже в 20.
Митя: А я ещё в школе взял в руки гитару, а теперь играю на дудочках.
MR: Есть несколько подходов к сочинительству. Первый заключается в том, что всю музыку должен сочинять только лидер группы, а второй строится на том, что хорошая музыка – плод коллективных усилий. Какой из них вам ближе? Как вы сочиняете музыку?
Сергей: Основные темы сочиняю я, а уже аранжировки мы делаем совместно. Иногда всё рождается через импровизацию.
Митя: Просто мы играем вместе уже 5 лет, поэтому, когда делаем новую песню, мы ничего не говорим друг другу. Просто садимся и играем.
Сергей: Получается что-то интересное - оставляем, не получается - выкидываем. Наши композиции выстраиваются из гитарных наработок, а в процессе импровизации идея развивается.
Денис: К тому же, музыкальная тема должна своевременно прийти. Часть рождается практически мгновенно, а остальное может год дорабатываться.
Митя: А если рассуждать на тему инструментальной музыки и «текстовой» то мы считаем, что не надо идти по простому пути: в музыке с понятными словами всё подаётся на блюдечке. Хотя на нашем альбоме есть фрагмент, где я пою на прото-пост-славянском языке – но голос у нас используется тоже, как инструмент…
MR: Песенные тексты довольно легко поддаются расшифровке. Музыка – намного сложнее. А что вы вкладываете в свои сочинения?
Митя: Каждый вкладывает что-то своё, но мы даже друг другу об этом не рассказываем – это секрет. Ну, а так, жизнь нас вдохновляет, то, что в ней происходит. У каждого из нас своя реакция на окружающую действительность. Основное настроение нашей музыки - светлая грусть.
MR: То есть, вы хотите просто дать слушателю свою музыку, а он сам пусть всё додумывает.
Денис: Фактически, так и есть. Оставить пространство для мысли - это самое главное.
MR: А на какие-нибудь группы вы ориентируетесь?
Митя: Мы все разные и все выросли на совершенно разной музыке.
Сергей: Я обожаю хардкор: мне очень нравятся поляки Post Regiment, Wlochaty, питерские ‘Till I Die. Ну ещё шумовики – затейники Sonic Youth, ещё нравится Joy Division.
Денис: У меня нет таких кумиров. Я стараюсь подходить к игре на барабанах разносторонне, хотя много чего слушаю. Тех же King Crimson, например.
Митя: А я работаю на Радио «Классика-Петербург», поэтому ежедневно слушаю море классической музыки. Мой любимый русский композитор - Рахманинов, чего стоит хотя бы его третий концерт ре-минор! Я бы напел, но оркестр мне не изобразить.
MR:: Ну ещё Чайковский есть, Мусоргский, знаешь таких?
Митя: Несколько их LP проходило через мои руки. (Смеётся) Не могу сказать, что черпаю вдохновение из классической музыки, скорее в каком-то своём эмоциональном контексте.
Сергей: Раньше я был большим фанатом Sonic Youth, у меня было 15 альбомов...
Митя: …на одной кассете!
Сергей: на одной стороне кассеты. (Смеётся)
Сергей: ...но с годами я утратил к ним любовь. Сейчас отношусь к ним спокойно. Недавно узнали, что есть группа Godspeed You Black Emperor!
Митя: Важно понять, что мы открыли их для себя уже после записи альбома: нам сказали, что наша музыка по настроению очень схожа.
Денис: Иногда группы обгоняют своё время.
MR:: Клевер обгоняет своё время?
Денис: Это мы увидим через 20 лет. (Смеётся)
MR:: А минималисты на вас повлияли?
Митя: Минимализм - это самое главное в музыке, потому что мы отчасти тоже минималисты. Когда мало людей на сцене - это самое то. Говоря о принципе трио, я всегда вспоминаю что мне сказал один моё старший товарищ - про табуретку на трёх ножках: добавишь четвёртую - устойчивость от этого нисколько не выиграет, а одну ножку уберешь - и вся конструкция рухнет. А самое главное – на троих гонорар делить гораздо проще, чем на десятерых. (Смеётся)
Денис: Поэтому минимализм - это хорошо.
Митя: Алкоголь мы, кстати, не употребляем на концертах. Всегда играем на трезвую голову. Даже в поезде Питер-Москва мы пили только сухое красное вино.
MR: Это очень похвально!
Митя: Ещё стихи в дороге пишем. Они у меня в записной книжке есть, кстати.
Митя опять достаёт из свей сумки записную книжку.
Митя: Посвящается нашему барабанщику. Итак, стихотворение... только запись отключите!
Приходится отключить, тут уже ничего не поделаешь. Митя зачитывает реально минималистичный стих про кусочки льда и бокал шампанского.
MR: Действительно минимализм!
Все соглашаются.

© Musicreporters

Все фотографии предоставлены группой KLEVER


comments powered by Disqus
Список статей
Follow avant_music on Twitter

Оставьте свой e-mail, чтобы получать AVANT-новости:


http://soundcloud.com/avant-music

© AVANT MUSIC

Рекламные возможности!  •  Контактная информация  •  Работа в Центре  •  О проекте