Премьера альбома: Невидимки, смотрящие на ботинки - Изолента (2012)
Формация «Невидимки, смотрящие на ботинки» появилась в 2002 году в Екатеринбурге. Начиная как гитарная группа, «Невидимки» менялись, и сегодня представляют собой сплав мелодичной электроники и шумовых экспериментов. Сами «Невидимки» называют это «мечтательной», а сейчас ещё и «радикальной» поп-музыкой.
Тексты - Сергей Соколов (Ежинь) Музыка - Невидимки, смотрящие на ботинки
Записано в Москве (ноябрь 2011 - март 2012)
Обложка - Евгений Краснов
Интервью
На вопросы отвечает Антон Касимов («Невидимки, смотрящие на ботинки»)
1. Когда вы появились? Невидимки появились в 2002 году в Екатеринбурге как сайд-проект. Изначально это был дуэт, куда помимо меня входил мой приятель Богдан Бородкин. Собственно, причина появления Невидимок была в том, что у меня скопилось довольно много материала, который мы по ряду причин не могли играть с моей прежней группой. Невидимки были своего рода экспериментом, где можно было делать всё. Хотелось какого-то нового звучания, новых решений.
2. Что играли сперва? Мы записали за год два демо-альбома. У нас был очень мощный заряд. То, что мы играли, — это был такой поп-рок, наверное, хотя там было много чего понамешано. Мы тогда слушали очень много всякой музыки и на нас всё влияло. Мы тогда вообще не выступали и были ориентированы исключительно на записи. Эти первые записи я сейчас воспринимаю как ученичество. Мы сидели дома и всё делали сами — записывали, накладывали, сводили, осваивали программы, музыкальные редакторы. Это всё было в новинку. Потом, году в 2003 или в 2004, к нам попала видеокассета с фестивалем, проходившем где-то в Германии. Там были живые выступления Mouse on Mars, Underworld, Notwist и ещё кого-то — и вот эта кассета на нас действительно произвела впечатление. Это было очень мощно и необычно. И тогда мы стали больше экспериментировать, начали играть инструментальную и такую бесструктурную музыку, где позволялись вольности, то есть, можно было начать петь минуты через три после начала трека, а можно вообще не петь. Тогда же я позвал барабанщика Олега Занина и мы стали уже концертной группой.
3. Что послужило первичным импульсом для начала творческой деятельности? Лично для меня, я думаю, это были концерты свердловского рок-клуба и записи ленинградских рок-групп.
4. Каких успехов добились? Успех — понятие относительное и довольно зыбкое. Нас нет на ТВ, радио, мы редко даём концерты — в этом смысле мы не успешны. Но мы реализовываем все свои идеи, всё, что нам приходит в голову. Мы действуем свободно и у нас есть круг людей, которым действительно нравится, то, что мы делаем, а это очень ценно.
5. Когда переехали в Москву? Зачем? Мы переехали в Москву в 2005 году. Вы знаете, Екатеринбург — очень унылый город. Хотя он очень энергетичный и красивый и мы всегда с большой радостью там играем, но когда мы уезжали, там не было ничего такого, что бы нас вдохновляло. Вот сейчас, кажется, там есть какая-то движуха, но меня всё равно не покидает ощущение какой-то местечковости, очень локальной истории. К тому же всё больше и больше наших друзей и знакомых потихоньку перебираются в Москву, и иногда я ловлю себя на мысли — о, все здесь, как будто никуда и не уезжал. И вообще вот эта привязка к какой-то определённой местности стирается. Сейчас не важно, где ты делаешь музыку. К тому же нет никакой проблемы, чтобы вернуться или уехать ещё в какой-нибудь город. Ну ведь очевидно, что в Москве больше всего (площадок, студий, каких-то фестивалей, возможностей для сотрудничества), к тому здесь просто интересней.
6. Как часто менялся состав? Кто сейчас входит в группу? Нельзя сказать, чтобы очень часто. Просто сами по себе Невидимки постоянно меняются. Мы приехали в Москву вдвоём с барабанщиком Олегом Заниным, потом он ушёл. В то время у нас был довольно тяжёлый период адаптации. Олег отличный барабанщик и музыкально мыслит очень необычно. Сейчас он играет в нескольких группах одновременно, с Танцами Минус, Moremoney, ещё с кем- то, не помню сейчас. Последние три—четыре года состав остаётся стабильным. Я, клавишник Андрей Прилепский и барабанщик Саша Фомин. Мы все из Екатеринбурга, давно друг друга знаем, поэтому нам очень легко вместе.
7. Откуда черпаете идеи? Вообще нас вдохновляют очень многие вещи, часто даже не связанные с музыкой. Кино, литература, театр — мне кажется, там очень много ясных, интересных идей, которые могут подтолкнуть нас. Что касается альбома «Изолента», то тут очень важным мне представляется наше сотрудничество с Сергеем Соколовым, который написал все тексты к альбому. Я обрисовывал тему, настроение, говорил какие-то ключевые слова, делился идеями, которые для меня были важны и он присылал текст, в который я вносил правки и отсылал ему назад. Он правил и высылал мне, и вот таким образом собирался альбом. Некоторые тексты Сергея я взял уже готовые, так как они были близки нашей теме.
8. Как со временем меняется подход к музыке? Как изменяются источники мотивации? Что раньше вас возбуждало, а сейчас уже «не впирает»? Подход к музыке меняется исключительно исходя из задачи, которая стоит перед тобой. Всё зависит от идеи, которую ты хочешь реализовать. Есть неоконченный альбом «Исчезнувшие», состоящий из нескольких частей, где мы переосмысляем чужие песни, советские, классические рок-произведения, — там один подход, когда мы записывали наш предыдущий альбом «Привязанность», там подход был совершенно другой, он во многом диктовался нашим саунд-продюсером Сашей Пантыкиным-младшим, он принимал какие-то ключевые решения по звуку и форме. Раньше музыка больше «впирала», было больше каких-то открытий. Сейчас уже на многие вещи смотришь критически. Сейчас больше вдохновляют путешествия и люди. 9.Что кажется смешным? Над чем сейчас вы бы не стали смеяться? В каком смысле смешным? Весь тот идиотизм и абсурд, который происходит в нашей стране, кажется смешным, и смешны те демотиваторы, которые появляются в связи с тем или иным очередным событием, с другой стороны, это необратимо и уже совсем не кажется смешным. Вот, например, фильм Коэнов «После прочтения сжечь» кажется смешным, но когда ты видишь то же самое в реальности — это не очень смешно, скорее грустно, или фильм моего любимого Дэни Аркана «Век помрачения» — всё, что там происходит с героем, всё, что он видит, — это очень смешно, с другой стороны, когда шутку повторяешь много раз, она уже и не шутка вовсе.
10. Музыка и цинизм — вещи слабосовместимые, удаётся ли сохранять искренность? Мы, наверное, не очень циничные люди. Цинизм — это своего рода защита. Ну, а искренность — это какое-то бардовское слово.:)) — (это юмор, не цинизм) Мы делаем то, что нам нравится, наверное, это искренне.
11.Жанр стёба в музыке — довольно привлекателен, но требует большого мастерства. Пробовали ли вы когда-нибудь применять его? Нам он не кажется привлекательным.
12.Как вы относитесь к песенному жанру? Какие песни, по вашему мнению, необходимы нынешним слушателям? Песенный жанр в России застыл, он требует новой крови и реформации. Поэтому мы выступаем за эксперимент с песенной формой. Всё должно развиваться. Слушателям нужно демонстрировать всё разнообразие современной музыки, которое имеется в мире. К сожалению, этим информированием занимается очень мало людей. Остальные предпочитают морочить людям головы.
13. Вы для кого пишете музыку? Для какого поколения? Чувствуете ли вы интерес других поколений, тех, кто сильно младше или старше вас?Вообще чувствуете ли вы внимание публики? Мы чувствуем отклик людей, благодаря соцсетям и вообще интернету. Хотя нельзя сказать, что мы пользуемся большим вниманием публики.
Я с удивлением обнаруживаю, что нас слушают люди и гораздо старше нас, и гораздо младше. Когда ты видишь этот отклик, ты понимаешь, что это музыка для них. В тот момент, когда ты делаешь музыку, какого-то чёткого адресата нет, я не думаю об этом. Вот мы записали альбом «Изолента» — мне кажется, что это музыка взрослая, хотя бы потому, что она написана людьми, которым за 30 уже. «Песни будут на определённую тему, типа изоляции, исчезновения, разочарования» — так начинается первая песня с альбома. И вот я получаю письмо от сына своего друга, парню 15 лет, и он говорит, какие песни ему понравились, какие не очень. Для меня это странно, хотя, с другой стороны, мы ведь живём в одно и то же время, в одном месте, почему ему должно быть что-то непонятно.
14. Можно ли бороться с апатией публики? Можем ли мы что-то изменить, чтобы люди начали интересоваться музыкой и находить в ней ответы на свои нерешаемые вопросы? С апатией публики бороться можно, это вопрос системы и вообще вопрос образования. Отчасти СМИ должны нести какую-то просветительскую функцию. Я вот раньше постоянно покупал журнал PLAY, потому что они писали про группы, о которых я не знал. Мне было интересно, что и где происходит. Но я не думаю, что бороться с апатией публики должны сами музыканты, хотя бы потому, что совсем не хочется навязывать что-то людям. Ну вот например, у меня есть много знакомых, которые не приемлют дрон или эмбиент, им это кажется скучным — а мне это всё нравится. И вот я сначала им кидал всякие ссылки на эмбиент-альбомы, а потом перестал — если неинтересно человеку, зачем же его заставлять это слушать.