|
Публикации и медиаKLEVER: Мы пришли с миром!Клевер – это трио из Санкт-Петербурга, играющее, по их же собственному определению, instrumental-psychedelic-independent-music. Проще говоря, что-то вроде пост-рока. Musicerporters пообщались с Клевером на презентации их дебютного альбома в замечательном московском клубе 35мм. В назначенное время мы подошли к стильному диванчику, где нас уже преспокойно дожидались музыканты: гитарист Сергей Маковка, барабанщик Денис Русаков и мультиинструменталист Дмитрий Гольцман. Мы неторопясь настроили аппаратуру и приступили к беседе. MR: Итак, начнём. Почему ваша группа называется Клевер? Сергей: Это совершенно абстрактное, ни к чему не обязывающее название. MR: Но ведь у клевера три лепестка и, если добавить ещё один – то это к счастью, а если два, то получается листик марихуаны. К двойному счастью? Никак это к вам не относится? Митя: Связи нет никакой. MR: Понятно. А почему ваш дебютный альбом называетсяIn the name of peace and progress? Митя: Дословно: «Во имя мира и прогресса». Мы пришли с миром и это самое важное! (Смеётся) Слушатель поймёт значение этого названия, когда посмотрит на обратную сторону обложки. Сергей: Название рождалось очень долго: мы до последнего момента не знали как назвать альбом. Митя: Мы же инструменталисты: нам важнее музыкой передать, а не словами. Мы бы, может, и назвали альбом просто «Клевер», но нам сказали, что так только третий альбом следует называть. Сергей: Ну, почему же? Наше EP 2003-го года так называлось. Митя: А я даже и не знал! Я думал, оно так и называлась «EP»… Кстати, посмотрите - это пришёл наш лейбл! К нам подходит мужчина и вручает группе экземпляр их дебютника. Клевер с неподдельным интересом рассматривают результат своих трудов. Со всевозможных ракурсов оглядывается коробочка, листается четырёхстраничная книжка-буклет. Доля внимания достаётся даже самому диску! Митя: Вы присутствуете при историческом моменте: мы сами в первый раз видим наш дебютный альбом. Можно сказать, это наш первенец! MR: Тогда расскажите, как прошла его запись. Митя: Запись длилась около года, и за это время было около четырёх сессий. Сергей: Так вышло в связи с занятостью звукорежиссёра. Он работает с Кирпичами и Анимал Джазом, и поэтому часто бывает в разъездах. Денис: Очень важно, чтобы звукорежиссёр правильно видел музыку - он как ещё один музыкант. Митя: Главное ведь не спешка, правда? Хотя за год материал успел немножко устареть. Денис: А если вдаваться в подробности, то мы прописывали одновременно гитару и ударные, чтобы быть ближе к концертному звучанию. Потом уже накладывали духовые и всякие эффекты, перкуссию, клавишные. Студийное звучание кардинально отличается от концертного: в клубе возникает реверберация – отражение звука от стен. Поэтому приходится учитывать акустику концертного помещения. MR: Кстати, какие ещё инструменты есть на альбоме? Может быть волынки? Митя: Волынок там нет. Основные духовые - жалейки, окарины – это русские народные инструменты. Ещё есть мелодика-пиано, кларнет и блок-флейты. Сергей: Времени было мало, но результатом мы довольны. За альбом нам не стыдно. Наш звукорежиссёр - гарант качества. MR: Jagi Jagi - лейбл московский, а вы питерская группа, как так получилось, что они вас выпускают? Митя: После прошлогоднего концерта в AVANT’e к нам подошёл человек и предложил переговорить. Это была судьбоносная встреча. MR: Значит вы в Москве уже не в первый раз? Митя: Нет, за клубный сезон это уже чётвёртый концерт. В первый раз мы выступали в AVANT’e в сентябре, затем мы отыграли в клубе Bilingua. Это был такой секретный концерт, потому что нас позвали буквально в последний момент. В афишах пришлось написать, что приехала культовая группа Клевер. Чтобы люди повелись на неизвестное название! А ещё мы играли в клубе Дом. В зале было человек 30, но это же не главное. Я давно мечтаю отыграть перед аудиторией в 5 человек, но никак не получается! Даже если афишу не давать, то всё равно человек 6 наберётся. По спискам. (Смеётся) А до этого мы каждый год бывали в Москве. Выступали, а потом клуб обычно закрывали… Только не рассказывайте об этом AVANT’у! MR: На будущее планируете в Москве играть? Когда вы следующий раз к нам приедете? Митя: Сейчас скажу точно. Митя вынимает из своего рюкзака небольшую красную записную книжку и смотрит на букву «К» – «Концерт». Митя: Следующий концерт состоится на AVANT-фестивале 15 мая. Это эксклюзивная информация, мы даже ещё не знаем, с кем мы там будем выступать. MR: Давайте обсудим сегодняшний концерт. Это правда, что вы пригласили Земфиру? Митя: Конечно! Мне приснился сон: я позвонил Земфире, мы с ней так мило пообщались, и я ей говорю: «Приходи на концерт!» Она мне отвечает: «Конечно приду, ты мне только телефон клуба sms-кой вышли.» Я проснулся и подумал: «А почему бы и нет?» И написал ей письмо. У меня правда сейчас деньги на телефоне закончились… она мне теперь, наверное, не может дозвониться. MR: Бедная Земфира, там, у входа стоит! Митя: Но в список гостей я её внёс. Я верю, что она придёт: это все остальные не верят. Неожиданно выясняется, что в списке гостей Земфира отсутствует, и её оперативно туда вносят. Митя: Я одно время вписывал Диброва, но он дважды пропустил наши концерты, и я больше его не вписываю в гостевой список. (Смеётся) Сергей: А я Элвиса Пресли постоянно вписываю. (Смеётся) MR: Большинство рок-музыкантов – самоучки. А у вас есть музыкальное образование? Денис: У них нет, а я год отучился в джазовой школе. Митя: Я считаю, лучше его не иметь вообще. Хотя, конечно, это зависит от человека. Сергей: Все индивидуально. Я не знаю нот, но это мне совсем не мешает. MR: А со скольких лет вы начали играть? Денис: Я довольно поздно для барабанщика, мне уже почти 20 лет было. Сергей: Тоже в 20. Митя: А я ещё в школе взял в руки гитару, а теперь играю на дудочках. MR: Есть несколько подходов к сочинительству. Первый заключается в том, что всю музыку должен сочинять только лидер группы, а второй строится на том, что хорошая музыка – плод коллективных усилий. Какой из них вам ближе? Как вы сочиняете музыку? Сергей: Основные темы сочиняю я, а уже аранжировки мы делаем совместно. Иногда всё рождается через импровизацию. Митя: Просто мы играем вместе уже 5 лет, поэтому, когда делаем новую песню, мы ничего не говорим друг другу. Просто садимся и играем. Сергей: Получается что-то интересное - оставляем, не получается - выкидываем. Наши композиции выстраиваются из гитарных наработок, а в процессе импровизации идея развивается. Денис: К тому же, музыкальная тема должна своевременно прийти. Часть рождается практически мгновенно, а остальное может год дорабатываться. Митя: А если рассуждать на тему инструментальной музыки и «текстовой» то мы считаем, что не надо идти по простому пути: в музыке с понятными словами всё подаётся на блюдечке. Хотя на нашем альбоме есть фрагмент, где я пою на прото-пост-славянском языке – но голос у нас используется тоже, как инструмент… MR: Песенные тексты довольно легко поддаются расшифровке. Музыка – намного сложнее. А что вы вкладываете в свои сочинения? Митя: Каждый вкладывает что-то своё, но мы даже друг другу об этом не рассказываем – это секрет. Ну, а так, жизнь нас вдохновляет, то, что в ней происходит. У каждого из нас своя реакция на окружающую действительность. Основное настроение нашей музыки - светлая грусть. MR: То есть, вы хотите просто дать слушателю свою музыку, а он сам пусть всё додумывает. Денис: Фактически, так и есть. Оставить пространство для мысли - это самое главное. MR: А на какие-нибудь группы вы ориентируетесь? Митя: Мы все разные и все выросли на совершенно разной музыке. Сергей: Я обожаю хардкор: мне очень нравятся поляки Post Regiment, Wlochaty, питерские ‘Till I Die. Ну ещё шумовики – затейники Sonic Youth, ещё нравится Joy Division. Денис: У меня нет таких кумиров. Я стараюсь подходить к игре на барабанах разносторонне, хотя много чего слушаю. Тех же King Crimson, например. Митя: А я работаю на Радио «Классика-Петербург», поэтому ежедневно слушаю море классической музыки. Мой любимый русский композитор - Рахманинов, чего стоит хотя бы его третий концерт ре-минор! Я бы напел, но оркестр мне не изобразить. MR:: Ну ещё Чайковский есть, Мусоргский, знаешь таких? Митя: Несколько их LP проходило через мои руки. (Смеётся) Не могу сказать, что черпаю вдохновение из классической музыки, скорее в каком-то своём эмоциональном контексте. Сергей: Раньше я был большим фанатом Sonic Youth, у меня было 15 альбомов... Митя: …на одной кассете! Сергей: на одной стороне кассеты. (Смеётся) Сергей: ...но с годами я утратил к ним любовь. Сейчас отношусь к ним спокойно. Недавно узнали, что есть группа Godspeed You Black Emperor! Митя: Важно понять, что мы открыли их для себя уже после записи альбома: нам сказали, что наша музыка по настроению очень схожа. Денис: Иногда группы обгоняют своё время. MR:: Клевер обгоняет своё время? Денис: Это мы увидим через 20 лет. (Смеётся) MR:: А минималисты на вас повлияли? Митя: Минимализм - это самое главное в музыке, потому что мы отчасти тоже минималисты. Когда мало людей на сцене - это самое то. Говоря о принципе трио, я всегда вспоминаю что мне сказал один моё старший товарищ - про табуретку на трёх ножках: добавишь четвёртую - устойчивость от этого нисколько не выиграет, а одну ножку уберешь - и вся конструкция рухнет. А самое главное – на троих гонорар делить гораздо проще, чем на десятерых. (Смеётся) Денис: Поэтому минимализм - это хорошо. Митя: Алкоголь мы, кстати, не употребляем на концертах. Всегда играем на трезвую голову. Даже в поезде Питер-Москва мы пили только сухое красное вино. MR: Это очень похвально! Митя: Ещё стихи в дороге пишем. Они у меня в записной книжке есть, кстати. Митя опять достаёт из свей сумки записную книжку. Митя: Посвящается нашему барабанщику. Итак, стихотворение... только запись отключите! Приходится отключить, тут уже ничего не поделаешь. Митя зачитывает реально минималистичный стих про кусочки льда и бокал шампанского. MR: Действительно минимализм! Все соглашаются. Все фотографии предоставлены группой KLEVER comments powered by Disqus |
|||
|
|
|